Дополнительное меню
История ЧГМА
Администратор сайта, тел.: 8 (3022) 32-00-85 (*132)
30.03.2012 02:30:55

Читинский государственный медицинский институт (ныне Читинская государственная медицинская академия) был открыт на основании решения Совета Министров СССР от 3 июля 1953 года в соответствии с приказом Министерства здравоохранения CCCР № 600 от 06 июля 1953 года.

Профессорско-преподавательский состав укомплектован за счет реорганизации Пермского стоматологического института, а также из преподавателей медицинских вузов Саратова, Горького, Ростова-на-Дону, Иркутска, Ленинграда. Еще очень небольшой коллектив института во главе с первым ректором Михаилом Васильевичем Костылевым и первым деканом Сергеем Ивановичем Василовым провел большую организационную работу. 1 октября 1953 года в институте начались учебные занятия, на первый курс было принято 200 студентов, 56 из которых - бывшие фельдшеры и акушеры, среди них В.А. Агафонов, Д.И.Почекунин, Г.И.Филиппов и другие. Действенная помощь была оказана институту Министерством здравоохранения РСФСР. Из центральной медицинской библиотеки поступило значительное количество учебной и научной литературы. Благодаря большой настойчивости ректора Юрия Дмитриевича Рыжкова в 1958 году было построено здание третьего, а в 1962 году – четвертого студенческих общежитий. В строительстве этих зданий активное участие принимали студенты. К концу 1961 года было закончено строительство и размещение кафедр в главном корпусе института. Под руководством Ю.Д. Рыжкова были организованы клинические кафедры, сформирован стоматологический факультет, создавалось все необходимое для обеспечения нормального учебного процесса и научно-исследовательской работы. В 1963 году открывается стоматологическая клиника, где разместились профильные кафедры стоматологического факультета. Постепенно складывалась стройная система учебно-воспитательной работы, рос и развивался Читинский медицинский институт.

Действенная помощь была оказана институту Министерством здравоохранения РСФСР. Из центральной медицинской библиотеки поступило значительное количество учебной и научной литературы. Благодаря большой настойчивости ректора Юрия Дмитриевича Рыжкова в 1958 году было построено здание третьего, а в 1962 году – четвертого студенческих общежитий. В строительстве этих зданий активное участие принимали студенты. К концу 1961 года было закончено строительство и размещение кафедр в главном корпусе института. Под руководством Ю.Д. Рыжкова были организованы клинические кафедры, сформирован стоматологический факультет, создавалось все необходимое для обеспечения нормального учебного процесса и научно-исследовательской работы. Первым секретарем комитета комсомола был Федор Бурьянов, первым председателем профкома - Григорий Филиппов, первой старостой курса - Фаина Утюжникова.
Постепенно складывалась стройная система учебно-воспитательной работы, рос и развивался Читинский медицинский институт.
Наряду с большой организационной работой преподаватели института в первые же годы включились в научно-исследовательскую работу. В 1954 году был составлен первый годовой план научной работы. Примечательно, что в этот план была включена работа доцента А.А. Гончаровой о гамазовых клещах Забайкалья, которая положила начало большой работе целого коллектива кафедры общей биологии, посвященной природно-очаговым заболеваниям человека в Забайкалье. Эти исследования вызвали интерес далеко за пределами нашего института – в Москве, Лондоне, Праге. Теперь уже профессор, А.А. Гончарова стала участником международного акаралогического конгресса в Лондоне.
С 1969 по 1973 год значительно улучшается материальная база института – в новом здании городской больницы №1 базируется кафедра госпитальной хирургии, здесь же создана и развернута кафедра травматологии, ортопедии и военно-полевой хирургии, в новом здании размещена и хорошо оборудована кафедра психиатрии. Кафедра общей хирургии и пропедевтики внутренних болезней перебазированы в новое прекрасное здание – железнодорожную больницу, оснащенную современной аппаратурой на уровне лучших клиник страны. Около 800 студентов в 1974 году вселились в новое здание общежития, где разместились также филиал библиотеки и столовая. Развернута научно-исследовательская лаборатория по изучения уровской болезни. Медицинский институт превратился в крупное учебное и научно-исследовательское учреждение, включающее в себя лечебно-профилактический и стоматологический факультеты, на которых обучается почти три тысячи студентов. В составе института в этот период развернуто 37 кафедр и 2 самостоятельных курса, где работают 12 докторов наук, 110 кандидатов наук, 173 преподавателя и ассистента, успешно выполняющих кандидатские диссертации.

Наряду с большой организационной работой преподаватели института в первые же годы включились в научно-исследовательскую работу. В 1954 году был составлен первый годовой план научной работы. Примечательно, что в этот план была включена работа доцента А.А. Гончаровой о гамазовых клещах Забайкалья, которая положила начало большой работе целого коллектива кафедры общей биологии, посвященной природно-очаговым заболеваниям человека в Забайкалье. Эти исследования вызвали интерес далеко за пределами нашего института – в Москве, Лондоне, Праге. Профессор, А.А. Гончарова стала участником международного акаралогического конгресса в Лондоне.
С 1969 по 1973 год значительно улучшается материальная база института – в новых зданиях городской больницы №1, железнодорожной больницыразмещаются ряд клинических кафедр института. Около 800 студентов в 1974 году вселились в новое здание общежития, где разместились также филиал библиотеки и столовая. Развернута научно-исследовательская лаборатория по изучениюуровской болезни. Медицинский институт превратился в крупное учебное и научно-исследовательское учреждение, включающее в себя лечебно-профилактический и стоматологический факультеты, на которых обучается почти три тысячи студентов. В составе института в этот период развернуто 37 кафедр и 2 самостоятельных курса, где работают 12 докторов наук, 110 кандидатов наук, 173 преподавателя и ассистента, успешно выполняющих кандидатские диссертации.

Институт в значительной мере помог решить вопрос с врачебными кадрами в Забайкалье, Бурятии и Якутии, что улучшило лечебно-профилактическую помощь населению, повысило качество и культуру медицинского обслуживания как в городах, так и в сельской местности. С каждым годом расширяется связь института с лечебно-профилактическими учреждениями города и районов. Работники института активно участвуют в повседневной работе стационаров и поликлиник, а также оказывают организационно-методическую, консультативную помощь медицинским работникам города и области по своим специальностям. Большую лечебно-профилактическую работу проводят преподаватели клинических кафедр: они организуют семинары и научно-практические конференции для врачей области, выезжают в районы для профилактических осмотров.

Постановлением Министерства здравоохранения РСФСР с 1 сентября 1979 года, при непосредственном участии ректора ЧГМИ, профессора, академика РАМН В.Н. Иванова, зав. кафедрой педиатрии, профессора Е.П. Четвертаковой открывается педиатрический факультет, первым деканом которого стал А.В. Серкин, много сделавший для становления факультета. К 1979 году институт располагает уже тремя студенческими общежитиями, которые расположены на территории института.В 70 км. от города на берегу живописного озера Арахлей раскинулся спортивно-оздоровительный студенческий лагерь. В 1978 году сдан спортивный комплекс, в 1981 году - учебный морфологический корпус. В 1991 году открыт Центр довузовской подготовки, тем самым сформирована система непрерывного профессионального образования.

Основной научной проблемой многие годыбыли вопросы акклиматизации и адаптации, краевой патологии, изучение местных курортов. Научно-исследовательскую работу в разные годы возглавляли проф. П.Ф. Степанов, И.В. Анастасьева, В.И. Акопов, З.А. Будрина, Ю.А. Белозерцев, В.Ю. Погребняков, Б.С. Хышиктуев. В настоящее время проректором по научной и международной работеявляется профессор Н.В. Ларева.В 1994 году открыт диссертационный совет и НИИ медицинской экологии.

Библиотека.jpeg
Библиотека

Большое значение в вузе традиционно уделялось организации учебного и воспитательного процесса. В разные годы этим направлением в работе руководили проректоры: Н.В. Анастасьева, В.Н. Иванов, С.Д. Федоров, М.Е. Кубасов, В.П. Смекалов, Н.Ю. Калашникова, О.В. Арясова, Н.Ф. Шильникова, О.В. Ходакова. В настоящее время проректор по учебно-воспитательной работе - профессор И.К. Богомолова. Введение государственной аттестации вузов (1992-1993) ознаменовало новый качествен­ный этап контроля подготовки врачебных кадров на кафедрах и в вузе в целом: проведение самоаттестации, активное внедрение тестирования и решения ситуационных задач. Это потребовало огромной и кро­потливой работы ректората, деканатов и сотрудников всех кафедр. Первая аттестация института была успешно проведена в январе - феврале 1993 годас получением лицензии на образовательную деятельность. А в 1995 году Читинский государственный медицинский институт переименован в Читинскую государственную медицинскую академию, открывается факультет высшего сестринского образования. В 1998 годуоткрыт факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов.

 
Симуляционный.jpg
Симуляционный центр

Крупнейшие лечебно-профилактические учреждения города являются клиническими базами академии, сотрудники которых оказывают большую помощь практическому здравоохранению, внедряют современные медицинские технологии диагностики и лечения многих заболеваний.На базе академии в 2001 году успешно начинает работать консультативно-диагностическая поликлиника, обеспечивающая первичную медико-санитарную и специализированную помощь населению г. Читы и Забайкальского края. В это времяпод руководством ректора, Заслуженного врача РФ, академика РАЕН, профессора А.В. Говорина мощно укрепляется материально-техническое оснащение вуза. В 2002 году стоматологическая клиника открывается в новом современном здании. Клиника является базой образовательного процесса стоматологического факультета, а также факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов по стоматологии и офтальмологии.

 
Храм во имя Святителя Луки.jpg
Храм во имя Святителя Луки

В 2008 году по инициативе православных врачей и ректора академии А.В. Говорина начато строительство Храма на территории академического городка, а с 2014 годаначинает функционировать Храм во имя Святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. В 2014 году основан Центр медицинской симуляции, сертификации и аккредитации, это стало большим событием для академии, позволившим качественно повысить уровень обучения студентов, ординаторов и врачей на последипломном этапе образования. По результатам независимой оценки качества образовательных организаций высшего образования в 2016 г. ЧГМА вошла в число 9 лучших образовательных организаций высшего медицинского образования Российской Федерации. В 2017 г. Программы специалитета «Лечебное дело», «Педиатрия» и «Стоматология» вошли в число лучших программ инновационной России по версии Национального Центра профессионально-общественной аккредитации и Гильдии экспертов в сфере профессионального образования.

 

Развивается и международная деятельность академии, которая связана с разработкой международных долгосрочных программ сотрудничества в области научно – исследовательской работы, студенческого, информационного и технологического обмена. В сфере международного сотрудничества был опыт взаимодействия с лечебными учреждениями г. Кассель Федеративной республики Германия. На протяжении ряда лет активно развивается сотрудничество ЧГМА с Цицикарским медицинским институтом  и Восточным аймаком Монголии.

Отличительной особенностью Читинской государственной медицинской академии является кадровая политика, проводимая администрацией вуза. К преподаванию привлекаются наиболее успешные выпускники академии и ведущие специалисты практического здравоохранения. Такие результаты стали возможны благодаря мерам социальной поддержки молодых преподавателей, что позволило сформировать резерв доцентского и профессорского корпусов и обеспечить преемственность преподавания в вузе.

Центр практических навыков.jpg
Центр практических навыков

Сегодня Читинская государственная медицинская академия – современное образовательное учреждение, широко использующее в обучении новейшие педагогические и компьютерные технологии, ведущее широкую научно-исследовательскую деятельность и лечебно-диагностическую работу в собственной Клинике вуза. В академии обучаются около 2,5 тыс. студентов по 3 специальностям в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (лечебное дело, педиатрия,стоматология), организовано послевузовское обучение (ординатура, аспирантура).

 
Практическое занятие.jpg
Практическое занятие

В подготовке молодых специалистов участвует 52 кафедры. Высокопрофессионален и научно-педагогический коллектив ЧГМА: около 300 преподавателей, в том числе около 166 специалистов, имеющих ученые степени кандидата медицинских наук, 48 докторов медицинских наук, 27 профессоров и 59 доцентов. Профессорский корпус вуза включает 10 академиков общественных академий наук, 10 Заслуженных врачей РФ, 1 Заслуженный работник Высшей школы РФ, 29 сотрудников имеют звания «Отличник здравоохранения РФ», 4 сотрудника награждены медалями «За заслуги перед Отечеством» 2 степени. Средний возраст ППС составляет около 40 лет. За свою историю академия подготовила около 30 000 врачей, что составляет более 90% врачей Забайкальского края, и 75% врачей Республики Бурятия. Научные исследования проводятся по приоритетным направлениям в области медицины и здравоохранения по 68 темам, 14 тематическим картам МЗ, сформированы 6 научных школ. С января 2020 года ректором вуза является д.м.н., доцент Д.Н. Зайцев. В декабре 2020 годаЧГМА успешно прошла государственную аккредитацию по основным профессиональным образовательным программам в отношении каждого уровня профессионального образования по каждой укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки.

 
Симуляционный центр.jpg
Симуляционный центр

Читинская государственная медицинская академия, являясь крупнейшим учебным, научно-методическим и лечебно-диагностическим центром Восточной Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока, динамично развивается и занимает достойное место среди высших учебных заведений России.

Подтверждением качества образования в ЧГМА является география абитуриентов, претендующих на поступление в Читинскую государственную медицинскую академию, ежегодно это представители более 30 субъектов Российской Федерации, включая Центральный и Западный Федеральные округа РФ. Самым значимым результатом работы вуза является востребованность выпускников. По этому показателю академия занимает одно из лидирующих мест в рейтинге медицинских вузов Российской Федерации. Так, по официальным данным мониторинга трудоустройства выпускников, проводимым ежегодно Министерством науки и высшего образования РФ, выпускники ЧГМА успешно трудятся в 48 регионах нашей страны, достойно выполняя свой профессиональный долг.