История ЧГМА
Администратор сайта
29.08.2023 12:23, 30.03.2012 02:30

Читинский государственный медицинский институт (ныне Читинская государственная медицинская академия) открыт в соответствии с решением Совета Министров СССР от 3 июля 1953 года и приказом Министерства здравоохранения РСФСР № 416 от 11 июля 1953 года.

На основании этого приказа Молотовский (Пермский) стоматологический институт в августе 1953 года был переведен в Читу и реорганизован в Читинский медицинский институт. Теоретические кафедры первоначально располагались в здании читинской мужской средней школы № 3 по улице Бабушкина, 49, где сейчас находится второй учебный корпус. В здании областной партийной школы по улице Чкалова, 126, разместился главный корпус ЧГМИ: подразделения ректората, кафедры анатомии, общей химии, биохимии, патологической анатомии, позднее – кафедры стоматологического факультета. В здании госпиталя для инвалидов Великой Отечественной войны по улице Хабаровской, 2а, было устроено общежитие для преподавателей и студентов.

Первые кафедры, принявшие студентов, возглавляли опытные преподаватели, приехавшие из разных вузов страны. Руководство кафедрой нормальной анатомии принял доцент А.С. Цветков, кафедрой физики – доцент С.И. Василов, химии – доцент Н.Н. Колташева, биологии – доцент А.А. Гончарова, гистологии – Я.Е. Хесин. Кафедру физического воспитания возглавил преподаватель Н.А. Шевкун, кафедру истории КПСС и марксистско-ленинской философии – доцент К.А. Вотинова, кафедру иностранных языков – доцент В.С. Байкин.

Небольшой на то время коллектив института во главе с временно исполняющим обязанности директора Михаилом Васильевичем Костылевым и первым деканом Сергеем Ивановичем Василовым провел огромную организационную работу, и уже 3 октября 1953 года в институте начались учебные занятия. На первый курс было принято 200 студентов, 56 из которых уже имели опыт работы фельдшерами и акушерами. Среди них В.А. Агафонов, Ф.Ф. Бурьянов, А.К. Ярославцев, Г.И. Филиппов и другие.

Организацию учебного процесса осуществляли декан института С.И. Василов вместе с помощником - заведующим кафедрой микробиологии С.М. Рассудовым и сотрудниками учебной части, которую на протяжении 30 лет возглавляла Альбина Степановна Слепкова. Ими сформированы первые расписания занятий и лекций, созданы экзаменационные комиссии, разработан весь объем необходимых для вуза и кафедр учебно-методических материалов.

С первых лет существования учебного заведения, наряду с большой организационной работой, преподаватели включились в научно-исследовательскую деятельность. В 1954 году утвержден первый годовой план научной работы. Примечательно, что составной частью этого плана было исследование доцента А.А. Гончаровой о гамазовых клещах Забайкалья, которое положило начало большой работе целого коллектива кафедры общей биологии, посвященной природно-очаговым заболеваниям человека в Забайкалье. Эти исследования вызвали интерес далеко за пределами нашего института – в Москве, Лондоне, Праге. В 1967 году профессор А.А. Гончарова стала участником Международного акаралогического конгресса в Лондоне.

По мере новых наборов студентов создавались и новые кафедры. Так, в 1957 году их было уже 33. Появились не только теоретические, но и первые клинические кафедры. Большой вклад в становление института внесли профессор В.В. Попов – заведующий кафедрой общей хирургии, доцент кафедры биохимии А.А. Кобылин, заведующий кафедрой нормальной физиологии и организатор научного студенческого общества И.Д. Боенко, ассистенты Т.Г. Буякова и М.Т. Размахнина. Воспитательная работа осуществлялась С.И. Василовым и заместителем директора по научной и учебной работе, секретарем партбюро А.А. Гончаровой.

Действенная помощь институту была оказана Министерством здравоохранения РСФСР, которое выделило на приобретение инвентаря и оборудования один миллион 40 тысяч рублей. Из Центральной медицинской библиотеки поступило значительное количество учебной и научной литературы. Благодаря настойчивости ректора Юрия Дмитриевича Рыжкова и активному участию самих студентов в 1958 году было построено здание третьего студенческого общежития, а в 1962 году - сдано четвёртое. К концу 1961 года закончено строительство и размещение кафедр в главном корпусе института по улице Горького. Под руководством Ю.Д. Рыжкова были организованы клинические кафедры, в 1958 году сформирован стоматологический факультет, создано все необходимое для обеспечения нормального учебного процесса и научно-исследовательской работы. Первым секретарем комитета комсомола был сталинский стипендиат Федор Бурьянов, первым председателем профкома – Григорий Филиппов, первой старостой курса – Фаина Утюжникова.

Первыми клиническими кафедрами в институте стали кафедры пропедевтики внутренних болезней и общей хирургии, расположенные на базе городской больницы. Заведующими этими кафедрами стали, соответственно, профессор Н.Я. Нишневич и профессор В.В. Попов. В это же время при настойчивости ректора Юрия Михайловича Герусова зарождалась система организации практической подготовки обучающихся: создавались базы производственной и учебной практики студентов в городских лечебных учреждениях и поликлиниках, родильных домах и женских консультациях, детских стационарах и поликлиниках, на врачебных участках. В этом большую помощь оказывали городские и областные органы практического здравоохранения. Так формировались тесные рабочие и дружеские отношения между профессорско-преподавательским составом молодого института и практическим здравоохранением. В 1959 году учебную, научную и лечебную деятельность в медицинском вузе осуществляли уже 36 кафедр и два курса.

Для производственной практики студентов достаточно широко использовались центральные районные больницы, медико-санитарные части в городах и поселках Читинской области и Республики Бурятия. В будущем они же становились и местами их работы. Студенты во время практики знакомились с лечебными учреждениями и условиями труда, пробовали себя в качестве молодых специалистов.

Институт рос и развивался, увеличивалось количество студентов. В связи с острой потребностью во врачебных кадрах в лечебных учреждениях Забайкалья увеличивался план приема на первый курс, достигая в разные годы 450-550 человек. Так, в 1969 году на первый курс лечебного факультета было принято 350, а стоматологического – 100 студентов.

В далекие 1960-е годы для управления методической работой на кафедрах института созданы первые цикловые методические комиссии. Председателем комиссии по общественным дисциплинам стал к.и.н. А.А. Подопригора, комиссию по хирургическим дисциплинам возглавил профессор Д.И. Даренский, по терапевтическим – профессор П.Д. Рабинович, по морфологическим – доцент Н.А. Чарторижский, по химико-физиологическим и смежным – доцент Б.И. Наумкин. Председателем комиссии по военным и смежным дисциплинам стал полковник медицинской службы Л.Н. Куракин. Под руководством доцента Ю.С. Грищенко и его заместителя В.В. Буренкова был организован отдел производственной практики. Отдел интернатуры организовали доцент И.М. Кушнир и его заместитель Г.Г. Маюн.

С 1969 по 1973 годы при ректоре Виталии Георгиевиче Кузьмине значительно улучшается материальная база института: в новом здании городской больницы № 1 созданы и развернуты кафедры госпитальной хирургии, травматологии, ортопедии и военно-полевой хирургии, психиатрии. Кафедры общей хирургии и пропедевтики внутренних болезней перебазированы в железнодорожную больницу, оснащенную современной аппаратурой на уровне лучших клиник страны.

В 1970-е годы ЧГМИ активно включается в движение студенческих строительных отрядов. В 1974 году в вузе было сформировано 15 таких отрядов, сводный отряд проводников, два сельскохозяйственных отряда. Все они ударно работали на производственных, строительных, сельскохозяйственных объектах, в лечебных и профилактических учреждениях и неоднократно становились победителями межвузовских и областных социалистических соревнований. Отряд «Искатель» плодотворно работал в поликлинике Орловского горно-обогатительного комбината, занимаясь не только помощью практическому здравоохранению, но и научно-исследовательской деятельностью.

В 1974 году около 800 студентов вселились в новое здание общежития № 1, где также разместились филиал библиотеки и столовая. Развернута Проблемная научно-исследовательская лаборатория по изучению болезни Кашина-Бека (уровской болезни). Медицинский институт превратился в крупное учебное и научно-исследовательское учреждение, включающее в себя лечебный и стоматологический факультеты, на которых обучались почти три тысячи студентов. В составе института в этот период развернуто 37 кафедр и два самостоятельных курса. В 70 километрах от города на берегу живописного озера Арахлей раскинулся спортивно-оздоровительный студенческий лагерь, в котором можно было отдыхать круглый год. В эти же годы открыты кафедра онкологии, вторая кафедра общественных наук, курсы внутренних и хирургических болезней для стоматологов, центральная научно-исследовательская лаборатория.

В период активной работы ректора Вила Ивановича Акопова в 1978 году сдан спортивный комплекс, начато строительство учебного морфологического корпуса. Основными научными направлениями в институте становятся вопросы акклиматизации и адаптации, краевой патологии, изучение местных курортов. Большая роль в организации и развитии науки в институте принадлежит профессорам З.А. Будриной, М.М. Рожинскому, д.м.н. М.З. Жицу, Э.Б. Арушаняну, В.А. Козлову.

В 70-е годы организован Центральный координационный методический совет (ЦКМС) института. Его возглавил проректор по учебной работе доцент В.Н. Иванов. Заместителем председателя совета стала профессор А.А. Гончарова. Одновременно были назначены комиссии: по оптимизации, координации, комплексному и программному обучению, которую возглавила профессор Е.П. Четвертакова, по научной организации учебного процесса (НОУП) – доцент З.А. Будрина. Председателем цикловой методической комиссии медико-биологического профиля стала профессор Л.П. Никитина, цикловой методической комиссии по педиатрии – доцент Т.А. Федосеева, цикловой методической комиссии по стоматологии – профессор И.С. Пинелис и профессор Е.Н. Иванова.

Многие годы в вузе отрабатывались различные формы организации учебной и учебно-методической работы. Под непосредственным руководством проректоров по учебной работе с участием ЦКМС и цикловых методических комиссий, деканатов факультетов и кафедр постоянно проводились общеинститутские учебно-методические конференции по актуальным проблемам обучения и воспитания в медицинском вузе. На этих конференциях рассматривались вопросы организации самостоятельной работы студентов на кафедрах, методического обеспечения учебного процесса, преподавания этики и деонтологии в медицинском вузе и многие другие. Совершенствовалась учебно-методическая работа на кафедрах, была создана номенклатура необходимых документов. Разрабатывались новые методические материалы, рекомендации по организации самостоятельной работы студентов на практических занятиях и при подготовке к ним, методические указания для преподавателей, рабочие учебные программы по дисциплинам. Организован учебно-методический кабинет.

На лечебном факультете в 1970-е годы к работе в деканате привлекались наиболее перспективные преподаватели. Был создан институт общественных деканов. В это время на факультетах и курсах для работы со студентами создавались учебно-воспитательные комиссии из числа лучших студентов и активистов-комсомольцев. Эти комиссии имели своих представителей в каждой студенческой группе. Все случаи нарушения учебной дисциплины, пропусков занятий и лекций без уважительной причины анализировались самими студентами и принимались меры общественного, а при необходимости и административного воздействия через деканаты. Так зарождалось студенческое самоуправление.

Институт в значительной мере помог решить вопрос с врачебными кадрами в Забайкалье, Бурятии и Якутии. К 1973 году выпущено 4 572 врача. Это улучшило оказание лечебно-профилактической помощи населению, повысило качество и культуру медицинского обслуживания как в городах, так и в сельской местности. С каждым годом расширялась связь института с лечебными учреждениями города и районов. Работники института активно участвовали в повседневной работе стационаров и поликлиник, а также оказывали организационно-методическую, консультативную помощь медицинским работникам города и области по своим специальностям.

Большую лечебно-профилактическую работу проводили преподаватели клинических кафедр: организовывали семинары и научно-практические конференции для врачей области, выезжали в районы для профилактических осмотров. В 1975 году специалисты института провели поликлинический прием 12 тысяч больных, сделали более полутора тысяч операций. По итогам работы в 1975 году внедрено в практику 12 предложений наших ученых, сотни студентов участвовали в противоэпидемической работе, более 1000 студентов безвозмездно сдали кровь на донорском пункте.

Работа по учебно-методическому обеспечению и организации учебного процесса постоянно совершенствовалась. Этому в значительной мере способствовало повышение квалификации преподавателей, которое проходило преимущественно на центральных базах – в вузах Москвы, Ленинграда, Киева, Иркутска, Кемерово. Для начинающих преподавателей были организованы школы молодого преподавателя на кафедрах и факультетах вуза.

В 1979 году открыт педиатрический факультет с планом приема 75 студентов. Позднее план приема на этот факультет постепенно возрос до 150 человек.

Создание факультетов требовало организации новых профильных кафедр, расположенных в базовых лечебных учреждениях. Для стоматологического факультета кафедры организованы в собственной стоматологической клинике с привлечением детских стоматологических кабинетов поликлиник города. Базами обучения студентов педиатрического факультета стали областная детская больница им. В.И. Ленина, детские больницы и поликлиники Читы.

По мере роста числа обучающихся возникали сложности, связанные с дефицитом лекционных аудиторий, практикумов, мест в общежитиях. При немалых усилиях ректора Владимира Николаевича Иванова продолжилось строительство и введение в действие пятиэтажного морфологического корпуса, в котором располагался современный лекционный зал, что позволило значительно улучшить условия проведения учебной и методической работы на кафедрах гистологии, анатомии человека, патологической анатомии, оперативной хирургии с топографической анатомией, судебной медицины и нормальной физиологии. На кафедрах анатомии, гистологии и патологической анатомии были созданы хорошо оснащенные музеи анатомических препаратов, пользующиеся большой популярностью у студентов при изучении этих дисциплин.

За годы работы ректора В.Н. Иванова было также построено девятиэтажное общежитие на 1250 мест, спортивно-оздоровительный лагерь на озере Арахлей, открыт НИИ медицинской экологии, организованы новые кафедры.

Особое место в работе с молодежью Забайкалья стала занимать профориентационная работа. В вузе её возглавляли проректор по учебной работе профессор В.П. Смекалов и руководитель факультета довузовской подготовки доцент Э.А. Раднаев. Совместно с руководящими органами практического здравоохранения была разработана программа по контрактно-целевой подготовке молодежи для поступления в медицинский вуз, созданы лицейские классы на базе средних школ не только в Чите, но и в Петровске-Забайкальском, Балее, Красном Чикое, Борзе и других крупных населенных пунктах Читинской области. Подготовка абитуриентов в результате такой планомерной работы значительно улучшилась.

Введение в 1992-1993 годах государственной аттестации вузов ознаменовало новый качественный этап контроля подготовки врачебных кадров. На каждом факультете и на всех кафедрах проводилась самоаттестация вуза. Контролировалась подготовка студентов, активно внедрялось тестирование и решение ситуационных задач. Над этим много и кропотливо работали сотрудники кафедр, деканаты и ректорат. Первая аттестация института успешно проведена в январе-феврале 1993 года.

В 1995 году Читинскому государственному медицинскому институту присвоен статус академии. Образован факультет высшего сестринского образования, до 2019 года осуществлявший подготовку по специальности «Сестринское дело». В 1998 году начал работу факультет послевузовского обучения, ориентированный на реализацию программ дополнительной профессиональной подготовки.

С 1999 по 2020 гг. академией руководил Анатолий Васильевич Говорин. За эти годы продолжено укрепление материальной базы вуза, сформирована профессиональная команда, эффективно реализующая задачи, стоящие перед системой высшего медицинского образования, существенно повышена престижность и привлекательность обучения в академии. В 2002 году была создана современная университетская клиника с диагностической поликлиникой, в которых ведут приемы сотрудники академии. Сегодня Клиника – это мощная многопрофильная медицинская организация, оказывающая первичную медико-санитарную, специализированную и высокотехнологичную медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях населению Забайкальского края и других субъектов Российской Федерации. В 2014 году по инициативе А.В. Говорина совместно с Читинской и Забайкальской епархией на территории медицинской академии восстановлена церковь во имя святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского.

В начале 2000-х годов улучшилось учебно-методическое обеспечение учебного процесса на этапе додипломного образования. Реформирована структура управления учебно-методической деятельностью. Концептуально оформлена система рейтинговых показателей качества образовательного процесса. Уровень подготовки специалистов теперь обеспечивается внешней оценкой деятельности через процедуры лицензирования и аккредитации.

В связи с изменением требований к наполнению образовательного контента с 2010 года учебно-методическим управлением совместно с коллективами кафедр, деканатами проводится работа по формированию учебно-методического сопровождения основных профессиональных образовательных программ. Сопровождение включает учебно-методические комплексы дисциплин и производственных практик, современные образовательные технологии, электронно-библиотечную систему, паспорта компетенций, представляющие собой интегрированные требования к уровню подготовки специалиста.

Информационное сопровождение образовательного процесса – еще одно из направлений деятельности в вузе. С 2009 года в академии внедрена информационно-аналитическая система ЧГМА, включающая ряд структурных модулей, позволяющих существенно оптимизировать систему оперативного управления образовательным процессом, а также обеспечивать электронно-информационными ресурсами дисциплины учебного плана соответствующего направления подготовки, в том числе и в удаленном доступе.

В конце 2019 года ректором академии был избран Дмитрий Николаевич Зайцев, который приступил к исполнению своих обязанностей 31 января 2020 года. Было продолжено поступательное развитие академии, укрепление кадрового состава и материальной базы, внедрены современные информационные технологии в образовательный процесс. В период пандемии COVID-19 Д.Н. Зайцев лично принимал участие в организации расстановки медицинских кадров, в эти непростые годы студенты, ординаторы и преподаватели академии внесли серьезный вклад в оказание медицинской помощи жителям Забайкальского края и Республики Бурятия. Самым значимым результатом работы вуза является востребованность выпускников. По этому показателю академия занимает одно из лидирующих мест в рейтинге медицинских вузов Российской Федерации. В начале 2022 года ЧГМА заняла 2-е место в рейтинге (RAEX PRO) всех вузов Дальневосточного федерального округа.

На протяжении всей истории академии в стенах вуза осуществлялось не только обучение, но и воспитание студентов. Этому способствовали научные студенческие кружки, строительные и медицинские отряды, отряды проводников, многочисленные спортивные секции, коллективы художественной самодеятельности и многое другое. Сформировалась четкая система организации воспитательной работы со студентами через учебный процесс на протяжении всего периода обучения. В институте был создан институт кураторства. Все преподаватели, ассистенты, доценты и заведующие кафедрами контролировали студентов во время практических занятий и лекций, дежурств в больницах и клиниках, при посещении студенческих общежитий, организации вечеров отдыха и во время ежегодных сельскохозяйственных уборочных работ в хозяйствах области, а также при проведении других мероприятий.

И в настоящее время активно развивается институт кураторства. Кураторы работают со студентами первого и второго курсов. Их деятельность направлена на оказание помощи студентам в адаптации к учебе, контроль успеваемости, привлечение к общественной жизни академии. С 2017 году в помощь кураторам организовано тьюторское движение, которое осуществляет работу со студентами первого курса и помогает в организации различных мероприятий.

При активном участии обучающихся с 1957 года в ЧГМИ издается газета «Медик Забайкалья». Газета стала не только публичной площадкой для желающих опробовать свои силы в журналистке, но и своеобразной летописью вуза, отражающей насыщенную культурную жизнь, этапы становления учебного заведения, опыт воспитательной работы. В 2012 году начала издаваться студенческая газета «Медицинская академия», на страницах которой освещаются все важные события в жизни Академии. Редакция газеты под руководством студента лечебно-профилактического факультета О. Еремина получила пять призов на I Забайкальском краевом фестивале молодежной прессы в номинациях «Лучшее издание фестиваля», «Лучшее интервью», «Лучший дизайн макета», «Лучший телевизионный материал», специальный приз «Мегаполиса».

С 1965 года и на протяжении длительного времени при вузе действовал легендарный студенческий театр «Бицепс». Художественным руководителем театра был профессор Б.И. Кузник, режиссером – к.м.н. Г.Б. Будажабон. В свое первое десятилетие театр подарил зрителям 25 премьер, а во втором - стал лауреатом областного конкурса агитбригад, лауреатом I Всесоюзного и I Всероссийского фестивалей самодеятельного творчества, лауреатом Международного фестиваля дружбы народов. Театр «Бицепс» известен не только в Чите, но и в Улан-Удэ, Иркутске, Барнауле, Новосибирске, Москве. В 2015 году состоялись юбилейные спектакли театра, в котором приняли участие его бывшие артисты – сотрудники академии, лечебных учреждений города, края, и главный создатель театра Почетный гражданин города Читы, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор Борис Ильич Кузник.

В 2002 году в академии появился молодежный театр-студия «Пульс». Под руководством режиссера, Заслуженного работника культуры Читинской области Натальи Александровны Карпенко здесь сложился творческий коллектив. В собственном уютном помещении, в камерной обстановке, зрителям предлагается разнообразный репертуар. В 2004 году публике был представлен первый спектакль театра «А зори здесь тихие». В 2014 году театру присвоено звание «народного коллектива», и вскоре он был переименован в театр-студию «На тихой улице». В настоящее время театр располагает обширным репертуаром, включающим такие постановки, как «Вторые руки», «Черно-белое кино», «Восемь любящих женщин», «День ангела», «Чистилище» и др. Ежегодно театр-студия удостаивается различных наград. Среди них - звание лауреата II степени фестивалей «Театральная весна 2004», «Театральная весна 2006», звание «Народный (образцовый)» (2008). За спектакль «Вторые руки» коллектив театра получил звание лауреата I степени фестиваля «Театральная весна 2008» и специальный диплом «За актерский ансамбль». Гран-при «Театральная весна 2010» артистам вручили за спектакль «Черно-белое кино». Театралы-энтузиасты также стали лауреатами III степени Всероссийского фестиваля «Театральные витражи» в городе Вятские Поляны, в 2011 году получили «Золотой диплом» и диплом «За актерский дуэт» на Международном фестивале студенческих и молодежных театров «Встречное движение» в городе Кемерово за спектакль «Чистилище». В ноябре 2022 года 20-летный юбилей театра был отмечен большим праздничным концертом.

В 1975 году Заслуженный работник культуры Читинской области Нина Гавриловна Литвинцева собрала студенческий хор «Gaudeamus», который за почти полвека творческой деятельности стал визитной карточкой медицинской академии. В 1979 году хор получил звание «Народного» коллектива, стал лауреатом премии Ленинского комсомола Читинской области. В 1985 году завоевал звание лауреата Всесоюзного фестиваля самодеятельного творчества, посвященного 40-летию Победы в Великой Отечественной войне. Богатейший репертуар, включающий классические произведения, песни советских, российских и зарубежных авторов, поражает и восхищает как верных поклонников хора, так и зрителей, впервые наблюдающих выступление коллектива.

Разнообразие творческих коллективов – давняя традиция ЧГМА. Студенты Академии реализовывали свои творческие способности в различных направлениях: рок-музыка, эстрадный жанр и др. В 1970-х годах в институте были созданы вокально-инструментальные ансамбли «Айболит» и «Стоматолог». В 1984 году образован бурятский национальный студенческий ансамбль «Ургы», который в настоящее время носит имя своего основателя Э.А. Раднаева. Ансамбли успешно выступали как на мероприятиях института, так и вне его стен, неоднократно становились дипломантами областных смотров художественной самодеятельности, занимали призовые места в конкурсах политической песни, участвовали в работе студенческих агитбригад, проводивших большую концертную деятельность в районах Забайкалья, воинских частях.

Творческую эстафету подхватили студенты начала XXI века. В разные годы в вузе были созданы и плодотворно работали танцевальная хип-хоп команда, рок-группы «TheAlterEgo», Мед`Ок», «Пластилин», эстрадно-вокальная группа «Flame», вокально-эстрадная группа «A prima vista», студия эстрадного танца «Эриданс». С сентября 2018 года работает коллектив «Moonlight», выступающий со световым и огненным реквизитом в жанре фаер-шоу.

В работу по организации досуга с большим желанием и энтузиазмом включались студенты, преподаватели и заведующие кафедрами. В 1980-х годах под руководством И. Даренского активно работал студенческий клуб «Феникс». Члены клуба проводили поэтические вечера, диспуты, дебаты, лекции и беседы, вовлекая в свою деятельность педагогов, среди которых были И.С. Пинелис, Л.П. Никитина, Н.Ю. Ким, Г.И. Фролова, В.З. Любарский и другие.

В начале 2000-х годов в ЧГМА работали военно-патриотический клуб «Антидот», которым руководили А. Говорин, Е. Потемкина, Д. Драгунский, альпинистский клуб «Кодар». Члены клубов становились победителями военно-спортивных игр «Граница», «Ратные страницы истории», «Служу Отечеству». В 2018 году основан волонтерский отряд «Медицинское туристическое братство». В 2019 году волонтёры отряда успешно прошли все этапы региональной игры «Зарница».

В начале 2000-х годов в Академии работал поэтический клуб «Хронос», организованный сотрудниками научной библиотеки. Созданное в 2018 году литературное творческое объединение «НЕ МОЛЧИ» объединило в своих рядах ценителей изящной словесности, пробующих силы в создании авторских текстов. Начинающие литераторы проводят литературные вечера, выступают на литературных праздниках Академии, вечерах поэзии Серебряного века, конкурсе авторских стихов ко дню космонавтики и других. В 2022 году участники творческого объединения приняли активное участие в традиционном выездном фестивале забайкальских писателей, актеров, музыкантов «Литературный пленер Сухотино».

На протяжении всей истории вуза руководители, преподаватели и сотрудники Академии уделяли большое внимание развитию ценностных ориентаций, нравственному, патриотическому и эстетическому воспитанию обучающихся. Учебно-воспитательный процесс, спортивно-оздоровительная и профилактическая работа способствовали формированию мировоззрения и социальной ответственности выпускников вуза.

Гражданско-патриотическое воспитание неразрывно связано с сохранением памяти об истории ЧГМА, педагогах и сотрудниках академии, внесших значительный вклад в становление и развитие вуза.

Сотрудники Читинской государственной медицинской академии, участвовавшие в Великой Отечественной войне, являются ярким примером для формирования профессиональных и человеческих ценностей студентов. Для сохранения информации о их жизни и деятельности в Читинской государственной медицинской академии сформирован Бессмертный полк ЧГМА. Идея создания Бессмертного полка ЧГМА появилась в ходе подготовки материала раздела «Здравоохранение и медицина» масштабного регионального проекта «Энциклопедия Забайкалья». Автором идеи стал заведующий кафедрой патологической анатомии, профессор В.П. Смекалов. Проведена планомерная, систематическая работа по сбору и уточнению информации, изучению архивных документов, поисков родственников, по сбору воспоминаний.

В 2010 году вышло распоряжение ректора А.В. Говорина о создании мемориальной доски с именами преподавателей, сотрудников ЧГМА, являющихся ветеранами Великой Отечественной войны. В 2013 году, в год 60-летия вуза, в юбилейном издании «ЧГМА – 60 лет» опубликован список из архивных документов нашего «Бессмертного полка», включивший в себя 100 имен ветеранов и краткие биографии 50 преподавателей. Так был дан старт новому, мощно развивающемуся историко-патриотическому движению в академии. На сегодняшний день в Бессмертном полку ЧГМА увековечено 150 имен. В 2023 году издана книга «Бессмертный полк Читинской государственной медицинской академии», главным редактором которой стал ректор Дмитрий Николаевич Зайцев.
Все исторические сведения бережно хранятся в Музее истории ЧГМА. Под руководством педагогов ведется большая исследовательская работа с архивными документами, поиск информации о ветеранах ЧГМА. Результаты обсуждаются на секции «Живые страницы истории» научно-практической конференции молодых ученых «Медицина завтрашнего дня», публикуются в периодических изданиях регионального и федерального уровня. Действует экспозиция «Бессмертный полк», содержащая фотографии и биографические сведения участников боевых действий Великой Отечественной войны. В преддверии Дня Победы на протяжении многих лет с участием руководства, педагогов и студентов ЧГМА проходит акция «Георгиевская ленточка» и возложение венка к памятнику танковой колонны «Комсомолец Забайкалья». Студенты академии принимают активное участие в патриотических мероприятиях городского и краевого уровня: акциях «Крымская весна» (2019), «Свеча памяти» (2019, 2020), «Фронтовой Арбат» (2020), #Мывместе (2022) и других.

На протяжении всей истории Академии бережно сохранялись традиции и преемственность в нравственном, патриотическом и эстетическом воспитании. Основным результатом этой кропотливой работы стало создание в вузе атмосферы, позволяющей студентам с первого курса максимально реализовывать свои творческие, организаторские способности в различных направлениях, стимулировать гармоничное формирование социальной, гражданской и профессиональной компетенций.