Положение о порядке проведения экспертизы рукописей учебных изданий для профессионального (высшего, среднего и дополнительного) образования с целью их грифования
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ректорам вузов,
директорам учреждений среднего
профессионального образования,
ректорам учреждений дополнительного
профессионального образования
29.03.2000 № 14-55-233 ин/15
О порядке проведения
экспертизы рукописей
учебных изданий для
профессионального
образования
Направляю для использования в работе Положение о порядке проведения экспертизы рукописей учебных изданий для профессионального образования с целью их грифования, составленное на основе Положения о порядке присвоения учебным изданиям грифа Министерства образования Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования России от 14.07.99 № 81 "Об утверждении положения о порядке присвоения учебным изданиям грифа Министерства образования Российской Федерации".
Заместитель Министра В.Д.Шадриков
Положение о порядке проведения экспертизы рукописей учебных изданий
для профессионального (высшего, среднего и дополнительного) образования
с целью их грифования
1. Общие положения
1.1. Порядок присвоения грифов Минобразования России учебным изданиям для высшего, среднего и дополнительного профессионального образования определяется разделом III Положения о порядке присвоения учебным изданиям грифа Министерства образования Российской Федерации (далее - грифование), приведенного в приложении к приказу Минобразования России "Об утверждении положения о порядке присвоения учебным изданиям грифа Министерства образования Российской Федерации" от 14.07.99 № 81 (далее - базовое положение).
1.2. Решение о присвоении или об отказе в присвоении грифа принимается на основе результатов экспертизы учебного издания, являющейся частью процедуры грифования.
1.3. Порядок проведения экспертизы определяется настоящим положением, разработанным на основе базового.
2. Участники экспертных и организационных работ
2.1. К организациям (учреждениям), осуществляющим экспертизу, относятся: Учебно-методические объединения высших учебных заведений Минобразования России (УМО).
Научно-методические советы (НМС) Минобразования России.
Научно-методический центр (НМЦ) среднего профессионального образования Минобразования России.
Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования Минобразования России (АПКПРО).
Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов при Московском государственном институте стали и сплавов (технологическом университете) Минобразования России.
Научные учреждения Российской академии наук и Российской академии образования.
Образовательные учреждения высшего, среднего и дополнительного профессионального образования.
Общественные организации дополнительного образования: объединение "Профессиональное образование для взрослых", Российский фонд дополнительного профессионального образования. Иные организации и учреждения аналогичного назначения.
2.2.В качестве экспертов (рецензентов) привлекаются также независимые эксперты (ведущие специалисты, работающие в различных областях знаний и материального производства).
2.3. К профильным подразделениям Минобразования России, обеспечивающим организацию экспертизы учебных изданий для высшего, среднего, дополнительного и послевузовского профессионального образования и подготовку решений по присвоению грифов, относятся:
- Управление образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования (оформляет присвоение грифов для учебных изданий для высшего профессионального образования и изданий по программам дополнительного образования, освоение которых позволяет получить дополнительную квалификацию).
- Управление среднего профессионального образования (оформляет присвоение грифов для учебных изданий для среднего профессионального образования).
- Управление послевузовского и дополнительного профессионального образования (оформляет присвоение грифов для учебных изданий для послевузовской подготовки).
3. Порядок проведения экспертизы
3.1. Для решения вопроса о присвоении грифа автор (издатель, издающая организация) направляют в профильное управление подготовленную к изданию рукопись или издание, прошедшее апробацию и предназначенное к переизданию, в трех экземплярах.
Рукопись сопровождается письмом автора или издателя (издающей организации), в котором дается краткая информация об издании, его выходные данные (название рукописи, Ф.И.О. автора или членов авторского коллектива, номер издания, планируемые тираж и год выпуска, объем в печатных листах) а также указывается программа, по которой подготовлена рукопись, сведения об уже имеющихся рецензиях (в т.ч. отзывы и заключения по апробированным изданиям), отмечается степень авторской доработки рукописи по замечаниям рецензента (в основном, если рукопись представляется повторно), указывается ее читательский адрес. Письмо завершается запросом на присвоение учебному изданию соответствующего грифа Министерства.
3.2. В профильных подразделениях рукописи (3 экземпляра) новых учебных изданий или апробированные издания (переиздаваемая литература) и сопровождающая их документация проходят регистрацию. Согласно содержанию рукописи профильные подразделения направляют названные экземпляры рукописи в соответствующую экспертную организацию (учреждение), которая, в свою очередь, отсылает их троим независимым экспертам (рецензентам).
З.З. Экспертиза учебных изданий для профессионального образования проводится в два этапа.
Результатом первого этапа являются рецензии специалистов - экспертов и (или) коллективных экспертов.
Результатом второго этапа являются итоговые (обобщающие) экспертные заключения организаций (учреждений), проводящих экспертизу.
3.4. Рецензия на рукопись составляется с учетом вопросов, приведенных в приложении к настоящему положению. Основное требование к рецензии - это наличие в ней аргументированного вывода о целесообразности либо нецелесообразности присвоения изданию соответствующего грифа.
3.5. Итоговое заключение по рукописи составляется на основании рецензий независимых экспертов организацией (учреждением), осуществляющей экспертизу. Представлении итогового заключения может быть использована рекомендуемая форма представления рецензии (заключения) на рукопись или новую редакцию издания (приложение № 1).
3.6. Рукописи (изданные материалы, оригинал-макеты и т.п.), прошедшие экспертизу, со всеми рецензиями и актами экспертизы возвращаются в профильные подразделения. По заключениям и рецензиям в профильных подразделениях принимаются решения о составлении проектов организационно -распорядительной документации на присвоение (приказы, письма - распоряжения) или отказ в присвоении грифа ( составляются письма). Формулировки (редакция) грифов приводятся в приложении №2.
3.7. Профильное подразделение может направлять рукопись независимым экспертам напрямую. Обобщающее заключение по ней в данном случае делает само профильное подразделение либо экспертная организация (учреждение), назначаемая профильным подразделением.
3.8. Присвоение грифа оформляется:
3.8.1. Приказом Министра образования Российской Федерации (по представлению ответственного секретаря президиума ФЭС) - прошедшему апробацию учебнику, имеющему гриф «Допущено Министерством ...», в формулировке (редакции) «Рекомендовано Министерством ... в качестве учебника...».
3.8.2. Приказом Министерства за подписью заместителя Министра, курирующего образование соответствующего уровня, - первому изданию учебника в формулировке (редакции) «Допущено Министерством ... в качестве учебника...».
3.8.3. Решением, принимаемым от имени Министерства начальником подразделения (управления) Министерства, курирующим образование соответствующего уровня, - первому изданию учебного пособия в формулировке (редакции) «Допущено ... в качестве учебного пособия ...». Решение доводится до сведения автора (издателя, издающей организации) в виде письма - распоряжения.
3.8.4. Приказом Министерства за подписью заместителя Министра, курирующего образование соответствующего уровня, - прошедшему апробацию учебному пособию, имеющему гриф «Допущено Министерством в качестве учебного пособия ...», в формулировке «Рекомендовано Министерством ... в качестве учебного пособия ...».
3.9. После решения Минобразования России о присвоении (отказе в присвоении) грифа рукопись учебного издания, копия приказа (оригинал письма) о присвоении грифа или оригинал письма с обоснованным отказом в присвоении грифа высылаются профильным подразделением Министерства автору или издателю (издающей организации) с сопроводительным письмом. Автору или издателю подразделением высылаются также копии рецензий (без указания экспертов) и экспертного заключения.
3.10. В профильном подразделении работником, выполняющим по заданию начальника управления мониторинг экспертизы учебной литературы, создается база данных по рассмотренным рукописям, позволяющая в конце года составить аналитическую сводку по установленной управлением форме. Сводка утверждается (подписывается) начальником (заместителем начальника) профильного подразделения и передается на хранение в управленческий архив.
3.11. Максимальный общий срок работы по присвоению грифа одной рукописи 3 месяца.
4. Финансирование экспертных работ
4.1. Финансирование экспертных работ осуществляется за счет средств издателей (издающих организаций), а также других заинтересованных юридических и физических лиц. Средства поступают на специальный расчетный счет ФЭС, который определяет размер выплат и организует их в установленном порядке.
Приложение №1
Требования к содержанию рецензии (заключения )
на рукопись
Исходные данные:
1. Название рукописи / новой редакции издания (далее - издание), предполагаемые тираж и год выпуска / переиздания.
2. Ф.И.О. авторов ( автора) , их ученые степени и звания, место работы и должности.
3. Запрашиваемая автором, издателем, издающей организацией редакция грифа.
Содержательная часть:
4. Оценка содержания рукописи / издания.
5. Степень соответствия содержания рукописи/ издания минимуму содержания профессиональной образовательной программы (ГОС по направлениям и специальностям и т.п.).
6. Отличие рукописи/издания от аналогичной действующей литературы, степень ее преемственности.
7. Научный уровень содержательной части.
8. Степень освещения практических вопросов, их актуальность.
9. Методический уровень материала, возможность использования его в конкретных образовательных технологиях.
10. Степень соблюдения психолого-педагогических требований к трактовке излагаемого материала и к его применению
11. Степень учета автором постраничных замечаний (в свете пунктов 4-10 данной формы) редактора издательства и др.
12 Целесообразность присвоения грифа и предлагаемая экспертом (экспертирующей организацией) редакция грифа со строгим соблюдением принятых формулировок, т.е. с указанием вида издания (учебник, учебное пособие), редакции гриф будущего издания ("допущено" оно или "рекомендовано" к использованию), категории обучающихся, направления, специальности, дисциплины (предмета, курса).
13. Обоснование нецелесообразности присвоения грифа.
Должность,ученая Подпись, дата Ф.И.О.
степень и звание М.П.
эксперта, служебный адрес, телефон
Примечание к форме:
1. При использовании формы организацией (учреждением) внизу ставится только подпись ее руководителя.
2.При выдаче экспертного заключения кафедрой (либо др. структурным подразделением) в верхнем правом углу формы проставляются следующие реквизиты:
"Утверждено на заседании...,
протокол № ... от ... ".
Должность руководителя, его
Научная степень и звание,
подпись, Ф.И.О.
В нижней части формы ставится подпись эксперта от кафедры (лаборатории и т.п.)
Приложение №2
Формулировки (редакции) грифов, присваиваемых следующим
учебным изданиям
1. Учебникам для высшего профессионального образования:
1.1. «Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для (далее приводится читательский адрес, например: «для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению (специальности, специальностям, направлению и специальностям) ... (далее приводятся их названия)».
1.2. «Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для (далее дается формулировка, аналогичная указанной в скобках п. 1.1. настоящего приложения)».
2. Учебным пособиям для высшего профессионального образования:
2.1. «Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для (далее дается формулировка, аналогичная указанной в скобках п. 1.1. настоящего приложения)».
2.2. «Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия (далее дается формулировка, аналогичная указанной в скобках п. 1.1. настоящего приложения)».
3. Учебным изданиям для среднего профессионального образования:
3.1. Грифы с редакцией, аналогичной п.п. 1.1., 1,2. и 2.1., 2.2 настоящего приложения с условием, что читательский адрес в тексте данных грифов будет: «для студентов учреждений среднего профессионального образования, обучающихся по специальности (специальностям) ... (далее приводятся их названия)».
4. Учебным изданиям для начального профессионального образования:
4.1. Грифы с редакцией, аналогичной п.п.1.1., 1.2. и 2.1., 2.2. настоящего приложения, но с другими формулировками назначения и читательского адреса. В этом случае в назначении указывается учебный предмет (дисциплина), а в читательском адресе соответствующий класс (учащиеся) учреждения начального профессионального образования определенного типа.
5. Учебным изданиям для послевузовского и дополнительного профессионального образования:
5.1. Учебным изданиям для переподготовки и повышения квалификации кадров, имеющих определенный уровень образования, могут быть присвоены грифы:
5.1.1. «Допущен (рекомендован) Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника (учебного пособия) для слушателей …... (приводится тип образовательного учреждения), обучающихся (подготавливающихся, повышающих квалификацию) по специальности (специальностям)…... (далее приводятся их названия)».
5.2.Учебным изданиям для аспирантуры может быть присвоен следующий гриф:
5.2.1. «Допущено (рекомендовано) Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника (учебного пособия) для аспирантов, обучающихся по научной специальности (специальностям)... (далее приводятся их названия)».