РЕОРГАНИЗОВАН В ЦЕНТР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ
Психологическая помощь студентам ФГБОУ ВО ЧГМА в Центре развития личности студента. Историческая справка.
Обучение в вузе, процесс овладения предметами, профессиональными навыками часто связаны с определенными физиологическими, психологическими и социальными трудностями. Во многом они носят психологический характер: сложности адаптации бывших школьников к новой среде, проблемы, связанные с неверным выбором профессии, адаптацией к новым условиям, налаживание отношений в группе и прочее. Как следствие, ухудшается успеваемость, учащаются нарушения дисциплины, развиваются психосоматические заболевания, в итоге из стен вуза выходят специалисты, не готовые к практической деятельности по специальности. Все это требует включения в программу высшей медицинской школы психологического сопровождения.
В связи с этим на базе Академии был создан Центр развития личности студента (далее ЦРЛС), который оказывал разностороннюю психологическую помощь студентам всех курсов медицинской академии. В настоящий момент (март 2023 г.) ЦРЛС реорганизован в Центр психологической поддержки, который является структурным подразделением Отдела по воспитательной работе и молодежной политике.
Основными целями «Центра развития личности студента» являлись:
1. Содействие администрации и педагогическому коллективу в создании условий, обеспечивающих комфортный морально-психологический климат во взаимодействии преподавателя и студента;
2. Содействие в приобретении студентами психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни;
3. Оказание помощи студентам в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;
4. Психологическая помощь педагогическим работникам (в частности молодым преподавателям) и кураторам групп в обучении и воспитании студентов, а так же формирования у них ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию.
Основными задачами Центра развития личности студента являлись:
1. Повышение психологической культуры всех участников образовательного процесса в Академии;
2. Содействие личностному и профессиональному становлению студентов в процессе обучения;
3. Обеспечение психологической помощи в экстремальных и критических ситуациях;
4. Создание условий для обеспечения творческого развития личности студентов, являющегося основой формирования способности к саморазвитию и самореализации, их собственной профессиональной карьеры;
5. Содействие в обеспечении деятельности преподавателей (в частности, молодых преподавателей) и кураторов научно-методическими материалами и практическими разработками в области психологии.
6. Выявление основных проблем участников образовательного процесса, причин их возникновения, путей и средств их решения.
7. Содействие в создании благоприятного психологического климата в коллективе при межличностном взаимодействии преподавателя со студентами.
Поставленные цели и задачи реализуются в следующих направлениях работы ЦРЛС:
Работа по данному направлению заключается в определении индивидуальных особенностей студентов. В результате психологической диагностики происходит удовлетворение потребностей студентов в самопознании, стимулирование развития личности студентов, определение необходимости коррекции процесса формирования и развития личности студентов.
Эта работа заключается в оказании конкретной помощи студентам, в осознании ими природы затруднений, в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными психологическими особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями в семье, в коллективе студентов Академии, помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений. Такая работа осуществляется в форме групповых и индивидуальных консультаций, также на тренингах.
В этом направлении деятельности осуществляется профилактика сквернословия, употребления алкогольных, табачных и наркотических веществ в студенческой среде, своевременное предупреждение об опасностях, которые могут разрушить жизнь (пристрастие к азартным и компьютерным играм, зависимость от интернета, беспорядочные половые связи и т. д.) Проводится в форме тренингов, бесед, индивидуальных консультаций, круглых столов.
Под психологическим просвещением понимается повышение психологической культуры преподавательского состава, студентов и сотрудников (освоение культуры коммуникаций, обучение умению конструктивного разрешения конфликтных ситуаций и т. д.) Имеет формы: тренингов, лекций, семинаров, бесед, конференций.
Психологическая поддержка молодых преподавателей и кураторов:
Школа психологического мастерства (тренинги эффективного взаимодействия со студентами, проведение общих мероприятий с группой, тренинг эффективных коммуникаций, семинары по основам психологических особенностей студентов, инновационные методы обучения). Работа реализуется с помощью тренингов, лекций, семинаров и конференций.
Работа центра реализовывалась в процессе программных циклов групповых тренинг занятий:
1. Для студентов 1 курса реализовывалась программа «Адаптация студентов первого курса».
Цель программы: выявить особенности социально-психологической адаптации обучающихся первого курса и дать им соответствующие рекомендации, способствующие наиболее благоприятной адаптации в процессе проведения тренинг-занятий.
Задачи:
1. Исследовать психологическое состояние обучающихся в процессе адаптации.
2. На основе сделанных выводов предложить рекомендации, позволяющие снизить влияние дезадаптирующих факторов на процесс адаптации учащихся.
3 .Провести тренинги, способствующие наиболее оптимальной адаптации к обучению, снижению уровня тревожности, повышению самооценки.
2. Для студентов 1-2 курсов проводились тренинг занятия «Учимся общению и сплочению в группах».
Основной направленностью этих занятий является сплочение групп студентов 1 и 2 курсов и формирование эффективного командного взаимодействия.
Основными задачами тренинга являлись:
- Формирование чувства команды;
- Формирование умений и навыков взаимодействия в новой группе;
- Определение групповых норм партнерского общения;
- Формирование умений координировать совместные действия.
3. Для студентов волонтерских отрядов по профориентированию школьников реализовывалась программа «Тренинг ораторского искусства».
Цель программы: овладение умениями и навыками публичных выступлений, приобретение прочных навыков управления аудиторией. А также овладение искусством блестящего рассказчика, умения говорить увлекательно, развитие красноречия.
Студенты на тренинг-занятиях учатся снижать излишнее волнение, говорить свободно на любую тему, удерживать внимание публики, уместно использовать разные уровни энергетики, активно и грамотно использовать жесты, интонации, контакт глазами и т.д., владеть своим речевым голосом, умению выступать перед публикой. На занятиях уделяется большое внимание обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и выступлению перед аудиторией.
4. В ЦРЛС работала «Школа молодого педагога» в виде тренинг-занятий для молодых преподавателей «Деловое общение».
Цель школы: дать знания об основах делового общения и сформировать профессионально–ориентированные умения в рамках деловой коммуникации, а также помочь специалистам овладеть первоначальными навыками ведения делового разговора, повысить культуру своей деловой речи.
Также, Центре развития личности студента в течение нескольких лет активно реализовывалась Программа «PROздоровый выбор» пропаганда ЗОЖ и профилактика поведения высокой степени риска среди молодёжи.
Цель программы:
Подготовить студентов, которые будут проводить профилактические занятия и мероприятия - тренинги, акции, станционные игры среди молодежи, по профилактике рискованного поведения и пропаганде ЗОЖ, в процессе формирования осознанного отношения к своему здоровью.
Особый интерес данная программа представляет в связи с тем, что её методическая база предполагает привлечение активных участников к работе, в том числе и самостоятельной. Студенты Академии проходят программу в качестве участников, далее сами в сфере своей волонтерской деятельности профилактической направленности становятся активными реализаторами данной программы.
Кроме того с 2016 года началась реализация нового направления психологической помощи студентам в сфере повышения стрессоустойчивости с помощью реализации программы «Повышение стрессоустойчивости студентов».
Цель реализации психологической программы состоит в повышении уровня стрессоустойчивости студентов в различных сферах деятельности с помощью формирования у участников практических и теоретических навыков.
В летний период работа ЦРЛС продолжалась в летнем спортивно-оздоровительном лагере студенческого актива «Продвижение».
Работа со студентами ведется в двух направлениях:
- групповые тренинг – занятия;
- индивидуальные консультации.
Основной целью работы является:
Психологическое сопровождение и формирование коммуникативных, лидерских и профессионально–личностных компетенций студентов, необходимых для успешного межличностного взаимодействия в группе и дальнейшего профессионального роста.
Перечень тренинг – занятий:
1. Тренинг «Командообразование».
Задачи:
· Формирование чувства команды;
· Формирование умений и навыков взаимодействия в новой группе;
· Определение групповых норм партнерского общения;
· Формирование умений координировать совместные действия.
2. Тренинг-занятие «Сплочение группы»:
Задачи:
· Создание доверительной атмосферы в группе;
· Развитие невербального взаимодействия при решении поставленных задач;
· Формирование умения решать и анализировать проблемы в группе при совместном взаимодействии;
3. Тренинг-занятие «Самосовершенствование и успех»
Задачи:
· Самодиагностика потребности в достижении успеха;
· Повышение уровня эмоциональных, коммуникативных и личностных компетенциий студентов, необходимых для дальнейшего успешного профессионального роста;
· Формирование навыков построения позитивных жизненных целей.
4. Тренинг-занятие «Конфликты и пути выхода из конфликтных ситуаций».
Задачи:
· Выработка умения быстро реагировать на меняющуюся обстановку, где интересы одного человека вступают в противоречие с интересами других, тренировка регуляции в таких условиях;
· Обучить приемам предотвращения и разрешения конфликтов;
· Проработка различных вариантов поведения в конфликтных ситуациях с определением их эффективности в тех или иных условиях.
5. Тренинг – занятие на формирование лидерских качеств « На шаг впереди».
Задачи:
· Формирование и раскрытие лидерского потенциала каждого участника;
· Тренировка способности выявления «Я-Концепция» - самоидентификации лидер;
· Тренировка лидерских качеств и способности убеждать.
В Центре развития личности студентов также проводятся индивидуальные консультации для студентов 1-6 курсов.
Основными проблемами индивидуальных обращений являются следующие:
1. Проблемы и трудности психологической и социальной адаптации студентов 1 курсов;
2. Проблемы и конфликтные ситуации у студентов в процессе обучения и социального взаимодействия со сверстниками и преподавателями;
3. Проблемы межличностных отношений с близкими, сверстниками, противоположным полом, преподавателями.
4. Трудности и проблемы в учебном процессе ( подготовка к экзаменам, страхи и трудности в публичных выступлениях, страх и неуверенность сдачи экзаменов, трудности организации личного времени и т.д.);
5. Проблемы личностного и профессионального самоопределения при выборе специализации;
6. Проблемы индивидуального Я - студента (качества личности, склонности, способности, характер и т.д.);
Проблемы психосоматических состояний студентов в процессе обучения (страх перед будущим, страх одиночества из-за потери близких людей; негативные изменения эмоционального состояния; неуверенность в себе; длительный стресс; внутреннее напряжение; снижение работоспособности; психологический дискомфорт; снижение настроения; неуверенность в себе; стрессовое состояние после развода; плохой сон и пр.).
ВСЕ ПРОГРАММЫ, ТРЕНИНГ-ЗАНЯТИЯ, ПРОЕКТЫ ЦРЛС УСПЕШНО ВНЕДРЕНЫ В РАБОТУ ЦЕНТРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ, ИХ РАБОТА И РАЗВИТИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ.