Центр развития личности студента

РЕОРГАНИЗОВАН В ЦЕНТР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ

 

Психологическая помощь студентам ФГБОУ ВО ЧГМА в Центре развития личности студента. Историческая справка.

Обучение в вузе, процесс овладения предметами, профессиональными навыками часто связаны с определенными физиологическими, психологическими и социальными трудностями. Во многом они носят психологический характер: сложности адаптации бывших школьников к новой среде, проблемы, связанные с неверным выбором профессии, адаптацией к новым условиям, налаживание отношений в группе и прочее. Как следствие, ухудшается успеваемость, учащаются нарушения дисциплины, развиваются психосоматические заболевания, в итоге из стен вуза выходят специалисты, не готовые к практической деятельности по специальности. Все это требует включения в программу высшей медицинской школы психологического сопровождения.
В связи с этим на базе Академии был создан Центр развития личности студента (далее ЦРЛС), который оказывал разностороннюю психологическую помощь студентам всех курсов медицинской академии. В настоящий момент (март 2023 г.) ЦРЛС реорганизован в Центр психологической поддержки, который  является структурным подразделением Отдела по воспитательной работе и молодежной политике.

Основными целями «Центра развития личности студента» являлись:

1. Содействие администрации и педагогическому коллективу в создании условий, обеспечивающих комфортный морально-психологический климат во взаимодействии преподавателя и студента;

2. Содействие в приобретении студентами психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни;

3. Оказание помощи студентам в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;

4. Психологическая помощь педагогическим работникам (в частности молодым преподавателям) и кураторам групп в обучении и воспитании студентов, а так же формирования у них ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию.

Основными задачами Центра развития личности студента являлись:

1. Повышение психологической культуры всех участников образовательного процесса в Академии;

2. Содействие личностному и профессиональному становлению студентов в процессе обучения;

3. Обеспечение психологической помощи в экстремальных и критических ситуациях;

4. Создание условий для обеспечения творческого развития личности студентов, являющегося основой формирования способности к саморазвитию и самореализации, их собственной профессиональной карьеры;

5. Содействие в обеспечении деятельности преподавателей (в частности, молодых преподавателей) и кураторов научно-методическими материалами и практическими разработками в области психологии.

6. Выявление основных проблем участников образовательного процесса, причин их возникновения, путей и средств их решения.

7. Содействие в создании благоприятного психологического климата в коллективе при межличностном взаимодействии преподавателя со студентами.

Поставленные цели и задачи реализуются в следующих направлениях работы ЦРЛС:

  • Психологическая диагностика

    Работа по данному направлению заключается в определении индивидуальных особенностей студентов. В результате психологической диагностики происходит удовлетворение потребностей студентов в самопознании, стимулирование развития личности студентов, определение необходимости коррекции процесса формирования и развития личности студентов.

  • Психологические консультации

    Эта работа заключается в оказании конкретной помощи студентам, в осознании ими природы затруднений, в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными психологическими особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями в семье, в коллективе студентов Академии, помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений. Такая работа осуществляется в форме групповых и индивидуальных консультаций, также на тренингах.

  • Психологическая профилактика

    В этом направлении деятельности осуществляется профилактика сквернословия, употребления алкогольных, табачных и наркотических веществ в студенческой среде, своевременное предупреждение об опасностях, которые могут разрушить жизнь (пристрастие к азартным и компьютерным играм, зависимость от интернета, беспорядочные половые связи и т. д.) Проводится в форме тренингов, бесед, индивидуальных консультаций, круглых столов.

  • Психологическое просвещение

    Под психологическим просвещением понимается повышение психологической культуры преподавательского состава, студентов и сотрудников (освоение культуры коммуникаций, обучение умению конструктивного разрешения конфликтных ситуаций и т. д.) Имеет формы: тренингов, лекций, семинаров, бесед, конференций.

  • Психологическая поддержка молодых преподавателей и кураторов:

    Школа психологического мастерства (тренинги эффективного взаимодействия со студентами, проведение общих мероприятий с группой, тренинг эффективных коммуникаций, семинары по основам психологических особенностей студентов, инновационные методы обучения). Работа реализуется с помощью тренингов, лекций, семинаров и конференций.

 

Работа центра реализовывалась в процессе программных циклов групповых тренинг занятий:

1. Для студентов 1 курса реализовывалась программа «Адаптация студентов первого курса».

Цель программы: выявить особенности социально-психологической адаптации обучающихся первого курса и дать им соответствующие рекомендации, способствующие наиболее благоприятной адаптации в процессе проведения тренинг-занятий.

Задачи:

1. Исследовать психологическое состояние обучающихся в процессе адаптации.

2. На основе сделанных выводов предложить рекомендации, позволяющие снизить влияние дезадаптирующих факторов на процесс адаптации учащихся.

3 .Провести тренинги, способствующие наиболее оптимальной адаптации к обучению, снижению уровня тревожности, повышению самооценки.

 

2. Для студентов 1-2 курсов проводились тренинг занятия «Учимся общению и сплочению в группах».

Основной направленностью этих занятий является сплочение групп студентов 1 и 2 курсов и формирование эффективного командного взаимодействия.

Основными задачами тренинга являлись:

- Формирование чувства команды;

- Формирование умений и навыков взаимодействия в новой группе;

- Определение групповых норм партнерского общения;

- Формирование умений координировать совместные действия.

3. Для студентов волонтерских отрядов по профориентированию школьников реализовывалась программа «Тренинг ораторского искусства».

Цель программы: овладение умениями и навыками публичных выступлений, приобретение прочных навыков управления аудиторией. А также овладение искусством блестящего рассказчика, умения говорить увлекательно, развитие красноречия.

Студенты на тренинг-занятиях учатся снижать излишнее волнение, говорить свободно на любую тему, удерживать внимание публики, уместно использовать разные уровни энергетики, активно и грамотно использовать жесты, интонации, контакт глазами и т.д., владеть своим речевым голосом, умению выступать перед публикой. На занятиях уделяется большое внимание обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и выступлению перед аудиторией.

4. В ЦРЛС работала «Школа молодого педагога» в виде тренинг-занятий для молодых преподавателей «Деловое общение».

Цель школы: дать знания об основах делового общения и сформировать профессионально–ориентированные умения в рамках деловой коммуникации, а также помочь специалистам овладеть первоначальными навыками ведения делового разговора, повысить культуру своей деловой речи.

 

Также, Центре развития личности студента в течение нескольких лет активно реализовывалась Программа «PROздоровый выбор» пропаганда ЗОЖ и профилактика поведения высокой степени риска среди молодёжи.

Цель программы:

Подготовить студентов, которые будут проводить профилактические занятия и мероприятия - тренинги, акции, станционные игры среди молодежи, по профилактике рискованного поведения и пропаганде ЗОЖ, в процессе формирования осознанного отношения к своему здоровью.

Особый интерес данная программа представляет в связи с тем, что её методическая база предполагает привлечение активных участников к работе, в том числе и самостоятельной. Студенты Академии проходят программу в качестве участников, далее сами в сфере своей волонтерской деятельности профилактической направленности становятся активными реализаторами данной программы.

Кроме того с 2016 года началась реализация нового направления психологической помощи студентам в сфере повышения стрессоустойчивости с помощью реализации программы «Повышение стрессоустойчивости студентов».

Цель реализации психологической программы состоит в повышении уровня стрессоустойчивости студентов в различных сферах деятельности с помощью формирования у участников практических и теоретических навыков.

В летний период работа ЦРЛС продолжалась в летнем спортивно-оздоровительном лагере студенческого актива «Продвижение».

Работа со студентами ведется в двух направлениях:

- групповые тренинг – занятия;

- индивидуальные консультации.

Основной целью работы является:

Психологическое сопровождение и формирование коммуникативных, лидерских и профессионально–личностных компетенций студентов, необходимых для успешного межличностного взаимодействия в группе и дальнейшего профессионального роста.

Перечень тренинг – занятий:

1. Тренинг «Командообразование».

Задачи:

· Формирование чувства команды;

· Формирование умений и навыков взаимодействия в новой группе;

· Определение групповых норм партнерского общения;

· Формирование умений координировать совместные действия.

2. Тренинг-занятие «Сплочение группы»:

Задачи:

· Создание доверительной атмосферы в группе;

· Развитие невербального взаимодействия при решении поставленных задач;

· Формирование умения решать и анализировать проблемы в группе при совместном взаимодействии;

3. Тренинг-занятие «Самосовершенствование и успех»

Задачи:

· Самодиагностика потребности в достижении успеха;

· Повышение уровня эмоциональных, коммуникативных и личностных компетенциий студентов, необходимых для дальнейшего успешного профессионального роста;

· Формирование навыков построения позитивных жизненных целей.

4. Тренинг-занятие «Конфликты и пути выхода из конфликтных ситуаций».

Задачи:

· Выработка умения быстро реагировать на меняющуюся обстановку, где интересы одного человека вступают в противоречие с интересами других, тренировка регуляции в таких условиях;

· Обучить приемам предотвращения и разрешения конфликтов;

· Проработка различных вариантов поведения в конфликтных ситуациях с определением их эффективности в тех или иных условиях.

5. Тренинг – занятие на формирование лидерских качеств « На шаг впереди».

Задачи:

· Формирование и раскрытие лидерского потенциала каждого участника;

· Тренировка способности выявления «Я-Концепция» - самоидентификации лидер;

· Тренировка лидерских качеств и способности убеждать.

 

В Центре развития личности студентов также проводятся индивидуальные консультации для студентов 1-6 курсов.

Основными проблемами индивидуальных обращений являются следующие:

1. Проблемы и трудности психологической и социальной адаптации студентов 1 курсов;

2. Проблемы и конфликтные ситуации у студентов в процессе обучения и социального взаимодействия со сверстниками и преподавателями;

3. Проблемы межличностных отношений с близкими, сверстниками, противоположным полом, преподавателями.

4. Трудности и проблемы в учебном процессе ( подготовка к экзаменам, страхи и трудности в публичных выступлениях, страх и неуверенность сдачи экзаменов, трудности организации личного времени и т.д.);

5. Проблемы личностного и профессионального самоопределения при выборе специализации;

6. Проблемы индивидуального Я - студента (качества личности, склонности, способности, характер и т.д.);

Проблемы психосоматических состояний студентов в процессе обучения (страх перед будущим, страх одиночества из-за потери близких людей; негативные изменения эмоционального состояния; неуверенность в себе; длительный стресс; внутреннее напряжение; снижение работоспособности; психологический дискомфорт; снижение настроения; неуверенность в себе; стрессовое состояние после развода; плохой сон и пр.).

 

ВСЕ ПРОГРАММЫ, ТРЕНИНГ-ЗАНЯТИЯ, ПРОЕКТЫ ЦРЛС УСПЕШНО ВНЕДРЕНЫ В РАБОТУ ЦЕНТРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ, ИХ РАБОТА И РАЗВИТИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ.