11 февраля на заседании круглого стола, городской думы было принято решение о сборе подписей для присвоения Чите звания «Город трудовой доблести». После окончания сбора подписей будет подготовлен необходимый пакет документов для рассмотрения ходатайства в оргкомитете «Победа».
Город трудовой доблести - почётное звание Российской Федерации, установленное федеральным законом от 1 марта 2020 года в целях увековечения подвига тружеников тыла во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Присваивается городам Российской Федерации, жители которых внесли значительный вклад в достижение Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов, обеспечив бесперебойное производство военной и гражданской продукции на промышленных предприятиях, располагавшихся на территории города, и проявив при этом массовый трудовой героизм и самоотверженность.
Трудовой фронт Читы в годы Великой Отечественной войны
У Читы особая историческая судьба - в критические фазы российской истории неожиданно приобретать значение точки опоры решения крупных государственных задач, далеко выходящих за пределы возможностей самой Читы как таковой.
В 1939 - 1945 гг. Забайкалье во главе с Читой стало опорной территорией, сыгравшей важную роль в обеспечении разгрома японских милитаристов на р. Халхин-гол и Квантунской армии в Маньчжурии с решающим участием Забайкальского фронта. В этот период Чита являлась центром Забайкальского округа, одноименного фронта, Забайкальской железной дороги и Читинской области.
Для городской промышленности особенно трудными были 1941 - 1942 гг. В военное время возникшие проблемы были связаны с мобилизацией рабочих на фронт, с тяжелыми сбоями материально-технического снабжения, необходимостью перехода на использование преимущественно внутрипроизводственных резервов. В 1943 г. начинается перелом в ее работе. В этот год промышленность города закончила выполнение государственного плана досрочно с выпуском продукции сверх плана на 7,5 миллиона рублей. Свыше 8200 новых рабочих было подготовлено через стахановские школы, индивидуальное обучение, школы ФЗО, различные курсы. Социалистическим соревнованием было охвачено 81 % к числу всех работающих, 40 % всех работающих составляли стахановцы. Со второй половины 1944 г. на устойчивую работу вышел овчинно-шубный завод. С приходом нового директора И.О. Рубцова и главного инженера М.И. Эйдельмана улучшилась организация труда, укрепилась трудовая дисциплина. Рационализаторские предложения Эйдельмана позволили улучшить работу пошивочного цеха с большой экономией.
29 марте 1944 г. ряд работников овчинно-шубного и кожевенного заводов был награжден правительственными наградами. Орденом Трудового Красного знамени - А.М. Старцева, мастер прикладного цеха шубного завода; орденом «Знак Почета» - директор кожзавода Рубцов и стахановка ичижного цеха этого завода Ворончихина. Медалями за трудовое отличие - портниха М.К. Шиляева, проработавшая на шубзаводе 33 года, начальник пошивочного цеха шубзавода Д.И. Северюхин, начальник отдела организации труда и зарплаты М.Л. Волчкова, закройщица А.Е. Лунева, портниха Романова. В августе, сентябре и октябре 1944 г. овчинно-шубный завод был награжден переходящим Красным знаменем горкома ВКП (б) и горисполкома. Кроме этого газета «Забайкальский рабочий» за 22 октября 1944 г. сообщала, что Читинский овчинно-шубный завод во Всесоюзном соревновании занял второе место среди заводов овчинно-шубной промышленности РСФСР.
Наращивала свою работу угольная промышленность города. Среди них выделялись шахты им. Ленина и Торм. За хорошую работу в декабре 1943 г. за шахтой им. Ленина треста Востуголь (начальник т. Хаблов, секретарь партийной организации т. Суров, пред. шахткома т. Гордеев ) оставлено переходящее Красное знамя ВЦСПС и Наркомугля СССР. В 1943 г. годовой план шахтой был выполнен на 105, 9 %. В январе 1944 победителем Всесоюзного социалистического соревнования вновь явился коллектив шахты им. Ленина. За шахтой осталось переходящее Красное знамя ВЦСПС и Наркомугля и выдана денежная премия в размере 70 тыс. рублей. За хорошую работу премию в 40 тыс. рублей получила шахта Торм. Шахтам Новая-Торм и Кули присуждены 15-тысячные премии.
Полем трудовой доблести забайкальцев была военная медицина. Общее количество эвакогоспиталей в Читинской области составило 30, в Чите - 13. В них прошли лечение десятки тысяч людей. Смертность в госпиталях была невысокой - до 0,4 %. В Красную Армию возвращались более 50 % вылечившихся солдат и офицеров. Стала оказываться неотложная помощь гражданскому населению. В марте 1945 г. в районы области, наиболее поражённые алиментарной дистрофией, была командирована группа медицинских работников в составе 76 человек. В результате проведенных экстренных мероприятий к июню 1945 г. была спасена жизнь 9086 чел. За крупный вклад в развитие здравоохранения области в годы войны были награждены орденом Трудового Красного Знамени хирург В.А. Коханский. орденом «Знак почета» заведующий облздравотделом С.И. Свердлин, орденом Красной Звезды - нейрохирург М.Г. Старосельский.
Одновременно забайкальцы поддерживали Красную Армию всем, чем могли - теплыми вещами, продуктами питания, денежными средствами на танковые колонны и эскадрильи. Их самоотверженность засвидетельствована те только в документальных отчетах, но и в благодарственных телеграммах Сталина забайкальцам 17 марта, 8 мая 1943 и 5 июля 1944 г. Помощь Красной армии, а затем и освобожденным районам оказывалась в условиях крайне ограниченных продовольственных, материальных и людских ресурсов в Читинской области.
Население недоедало. Одежда и обувь обносились. В ряде районов области из-за неурожаев складывалась угроза массового голода. Но забайкальцы продолжали трудовое подвижничество. Они видели, что их усилия не напрасны.
Флагманом трудового фронта Читы и Читинской области оставалась Забайкальская железная дорога. Забайкальская магистраль выполняла важнейшую роль в обеспечении непрерывности грузопотока и доставки личного состава воинских соединений между глубоким тылом и фронтом. Высокая производственная дисциплина и ртветственность устойчиво сочетались с творческой инициативой, находчивостью и смекалкой работников железной дороги. Эти качества проявились с первых дней войны.
Выдающихся успехов добился инициатор и организатор скоростного вождения тяжеловесных поездов машинист ст. Зилово Забайкальской магистрали Иван Трофимович Соловьев. На основе собственного производственного опыта он организовал колонну им. ГКО СССР. За период Отечественной войны ее бригадами проведено 264 тяжеловесных поезда, перевезено груза сверх установленной нормы около 25 тыс. тонн, сэкономлено 672 тонны условного топлива, или 2167 тонн в переводе на черновский уголь.
В тяжелую зиму 1941 - 42 гг. путеобходчик Петрозаводской дистанции пути В.Т. Бянкин первым на Забайкальской железной дороге вышел в лес на заготовку шпал, привлекая к этой работе членов своей семьи. Летом 1942 г. он начал производить на своем участке смену негодных шпал, отремонтировал 366 шпал и уложил в путь 544 кубометра балласта. Эта работа продолжалась в течение все войны и первых лет послевоенного времени. За шесть лет самоотверженной работы было заготовлено 2276 шпал. Половину из них он вывез самостоятельно. На его участке не было случаев выхода из строя рельсов и накладок, несмотря на их износ в течение 15-30-летней эксплуатации. В 1944 г. по итогам Всесоюзного социалистического соревнования коллективу Забайкальской железной дороги было присуждено переходящее Красное знамя НКПС.
Она внесла крупный вклад в подготовку Маньчжурской военно-стратегической операции, обеспечив бесперебойную переброску воинских соединений и военной техники для 1-го, 2-го Дальневосточных фронтов и Забайкальского фронта. Большие трудности возникали на южной ветке дороги в Маньчжурию от ст. Тарская до ст. Отпор. Она представляла собой однопутку. Более трети этого пути не обновлялись с 1898 - 1915 гг. В условиях массовой переброски людей и техники на железной дороге не хватало локомотивов, машинистов, поездных бригад. Все возникшие проблемы были успешно решены с помощью руководства специально созданного Дальневосточного округа железных дорог. Центрального управления военных сообщений Красной Армии, управления Забайкальской железной дороги, а возникавшие текущие трудности преодолены ответственным отношением к делу буквально каждого железнодорожника. В мае - июле 136 тысяч вагонов с войсками и грузами проследовали по Забайкальской магистрали. Все массовые мобилизационные мероприятия с соблюдением мер секретности были проведены в срок. Финал известен - молниеносный разгром Квантунской армии и полная капитуляция милитаристской Японии.
В тяжелейших условиях Великой Отечественной войны труд забайкальцев был самоотверженным и доблестным. Они повседневно проявляли гражданское мужество, стойкость и неисчерпаемый патриотизм.
Мерцалов В.И., д.и.н.